«Билайн» ворует деньги клиентов? Оперативная версия

С услугами связи в России который год творится форменное безобразие. Цены растут, а на место проверенных тарифов приходят сомнительные опции. И если некоторые операторы умудряются при этом наращивать число своих абонентов, то другие теряют их бешеными темпами. В числе последних — мобильный оператор «Билайн», от услуг которого все чаще отказываются абоненты. И все это из-за ряда существенных проблем.

Смена тарифов и повышение цен

Главная претензия абонентов к «Билайн» — смена тарифов без их на то согласия. Когда вы подписываете договор на одних условиях, а через какое-то время вас в одностороннем порядке переводят на другие, то это, мягко говоря, не вызывает восторгов. Разговоры и интернет в обновленных тарифных планах предсказуемо оказываются дороже.

Подорожание «Билайн» не очень успешно пытается маскировать с помощью дополнительных условий. В ход идут так называемые семейные тарифы, когда каждый дополнительный подключенный абонент снижает цены на услуги связи, а также увеличивает доступные пакеты минут разговора и интернет-трафика. В итоге абонент оказывается в ситуации, в которой он либо платит больше, либо приводит с собой других абонентов. Последнее «Билайну» особенно выгодно — перейти с одного мобильного оператора на другой всей семьей гораздо проблематичнее.

Также Билайн очень любит подключать абонентам различные платные услуги без их ведома. Вокруг этой темы сломано много копий и мы уже рассказывали, как избавиться от платных услуг на Билайне раз и навсегда.

Кражу трафика в «Билайне» помогал раскрывать «Мегафон»

Бизнес Законодательство Кадры Телеком Инфраструктура

Мобильная связь Маркет

14.02.2017, Вт, 09:59, Мск , Текст: Игорь Королев
CNews выяснил подробности того, как в Vimpelcom обнаружили схему с кражей трафика в армянской «дочке» оператора «Арментеле». Неладное заподозрили после сверки трафика с «Мегафоном», которая показала, что объем исходящего из сети «Мегафона» на сеть «Арментела» трафика в 2,5 раза больше объема входящего трафика.
Как крали трафик у армянской «дочки» Vimplecom

В распоряжении CNews оказались показания Карине Егизарян, которая с 2010 г. попеременно отвечала в (вместе с российским «Вымпелкомом» входит в группу Vimpelcom, торговая марка Beeline) за вопросы роуминга и межсетевого взаимодействия.

Показания были даны в рамках громкого уголовного дела о краже трафика у «Арментела», в ходе расследования которого Служба национальной безопасности Армении (СНБ) арестовала и предъявила обвинения ряду бывших топ-менеджеров компании из числа граждан России.

Каналы, использовавшие для поступления «серого» трафика в сеть «Арментела» были созданы в 2010 г. По словам Егизарян, инициатива создания каналов исходила от Ашота Погосяна, занимавшего в тот период пост главы службы безопасности «Арментела».

Мошенники прикрывались Службой национальной безопасности

Погосян сообщил Егизарян, что получил «секретные» письма от СНБ о необходимости организации соответствующих каналов. Егизарян ответила, что для этого ей необходимо будет письменное поручение. Такое поручение позднее было дано Игорем Климко, занимавшим в то время пост гендиректора «Арментела».

После этого Егизарян организовала несколько поток E1 между АТС №48, расположенной в столице Армении Ереване, до коммутатора 5ESS, обслуживающего все входящие на сеть «Арментела» международные вызовы (позднее он был заменен коммутатором IGW производства Ericsson). Для работы с данными каналами в АТС №48 была создана «тайная» комната, которую, как утверждал Погосян, будет использовать для своих нужд СНБ.

С целью организации данных каналов были оформлены необходимые RFC-поручения (формат, используемый в электронном документообороте «Арментела»). Этим вопросом занимался Владимир Сачков, который в то время занимал должность технического директора «Арментела». «Мегафон» забеспокоился В августе 2013 г. «Арментел» начал переговоры с российским оператором «Мегафон» об установлении прямого стыка (до той поры переговоры между абонентами передавались через посредников). Со стороны «Арментела» за этот вопрос отвечала Карине Егизарян.

Сверка трафика между операторами выявила странную картину: объем трафика, который, по данным «Мегафона», передавался на сеть «Арментела», в 2,5 раза превосходил соответствующий объем трафика, зафиксированный биллинговой системой «Интек» (используется «Арментелом»).

15 августа 2013 г. представители «Мегафона» пожаловались, на плохое качество соединения с «Арментелом»: часть звонков, направленных из России на сеть армянской «дочки» Vimpelcom, не дошла до абонентов. В тот же день Егизарян передала данные о расхождении объемов трафика между ее в отдел фрод-мониторинга «Арментела».

Мошенники отключили канал

Буквально на следующий день в биллинговой системе «Арментела» резко увеличился объем звонков, поступающих из сети «Мегафона». Егизарян предположила, что «Мегафон» либо поменял транзитных операторов, либо кто-то, «понимая ее любопытство», временно прекратил незаконную терминацию трафика.

О данных наблюдениях Егизарян сообщила своему непосредственному начальнику Андрею Пономареву, возглавлявшему в тот момент блок фиксированной связи «Арментела». Тот в ответ сообщил ей, что в сентябре в «Арментеле» будет проведен внешний аудит, для чего из-за рубежа приедут специалисты.

С началом аудита стали возрастать объемы трафика, поступающие на сеть фиксированной телефонии «Арментела» («Арментел» владеет не только мобильной сеть, но и является крупнейшим в Армении оператором фиксированной связи). А 3 сентября сотрудниками Владимира Сачкова были составлены RFC-запросы на расформирование каналов E1, создававшихся якобы для нужд СНБ. Егизарян поняла, что речь идет о тех самых каналах, которые были организованы при ее участии в 2010 г.

В Москве потребовали включить «серый» канал обратно

Вечером 10 октября 2013 г. Егизарян получила неожиданный звонок от Ашота Погосяна. Глава службы безопасности «Арментела» заявил, что из-за отключения вышеупомянутых каналов «в Москве поднялся большой шум» и их необходимо срочно восстановить. Погосян был настолько взволнован, что даже предложил прислать машину за одной из сотрудниц Егизарян, чтобы она приехала в офис и оформила необходимое RFC-поручение.

Егизарян сделала соответствующее RFC-поручение дистанционно, в этой ей помогал Владимир Сачков. После возобновления работы каналов объем входящего трафика стал падать. Егизарян поставила об этом в известность Андрея Пономарева. Также Егизарян выяснила, что трафик, проходящий по вновь открытым каналам, не фиксируется в биллинговой системе «Арментела», как если бы компания не заключала договоров с другими операторами относительно пропуска трафика по этим каналам. Это означает, что «Арментел» не получал дохода от приземления данного трафика.

Соответственно, «Арментел» не получал доходов от трафика, поступившего по этим каналам. 25 октября 2013 г. Пономарев поручил Егизарян представить сверку объемов трафика, поступавшего на сеть «Арментела» 23 и 24 октября, а также поручил ежедневно представлять подобного рода статистику. Сравнение объемов трафика выявило, что 24 октября объем трафика вырос.

Позднее Егизарян узнала, что каналы, создававшиеся якобы для нужда СНБ, 23 октября были выключены. Кто это сделал, осталось неизвестным, так как положенных для таких ситуаций RFC-поручений оформлено не было. После этого происходящее в «Арментеле» стало предметом внутреннего расследование в группе Vimpelcom, по результатам которого руководство армянского оператора ушло в отставку, а материалы были переданы в СНБ для возбуждения уголовного дела.

Вопросы о маршрутах хождения трафика остаются

В рамках расследования данного дела СНБ арестовала в 2014 г. Ашота Погосяна, который дал признательные показания. Погосян заявил, что схема с незаконной терминацией трафика была организована Александром Зубовым, в тот момент работавшим в Москве и возглавлявшим службу безопасности российского «Вымпелкома» по странам СНГ. В ней также якобы участвовали Владимир Сачков и гражданин Киргизии Алексей Писарев.

Кроме Писарева, все фигуранты данного дела являются гражданами России. Погосян недавно был приговорен к четырем годам тюремного заключения. Сачков в 2014 г. был экстрадирован в Армению из Белоруссию и сейчас дожидается окончания судебного процесса над ним. Бывший технический директор «Арментела» свою вину отрицает.

Супруга Владимира Сачкова Екатерина Азема считает, что в истории с прохождением «серого» трафика с сети «Мегафона» на сеть «Арментела» остаются вопросы. «В 2013 г. «прямого стыка» между «Арментелом» и «Мегафоном» не было, однако полный маршрут трафика выяснен не был, — говорит Азема. — В то же время в материалах дела есть файлы, в которых видно, что один и тот же звонок, совершенный абонентом «Мегафона» абоненту «Арментела», учитывается по два-три раза. Причина таких записей так же не была исследована ни «Арментелом», ни СНБ».

Кроме того, как добавляет Азема, согласно материалам дела, у «Арментела» в период 15 августа по 28 октября 2013 г. наблюдалась авария на направлении «Ростелеком». «Статистика в последующие дни на так называемых «нелегальных» каналах, все изменения на которых зафиксированы официально, показывает что нагрузка не уменьшилась, — говорит супруга Владимира Сачкова. — Тогда возникает вопрос как все-таки «воровали» трафик».

  • ИТ-маркетплейс Market.CNews: выбрать лучший из тысячи тариф на облачную инфраструктуру IaaS среди десятков поставщиков
  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Намеренное удержание абонентов

Абоненты, которые решили прекратить пользоваться и перейти к другому мобильному оператору с сохранением номера, часто сталкиваются с проблемами самого разного толка. Сначала это навязчивые звонки из колл-центров, полные сладких обещаний и предложений перейти на индивидуальные условия обслуживания, затем — если абонент твердо решил уйти — банальное затягивание процесса.

Причины отказа почти всегда надуманные, но оспорить их довольно сложно: неправильно заполнили документ, ошиблись в одной цифре при указании паспортных данных, выдали не тот бланк. Доходит и до полного абсурда — претензий к пробелам, стоящим в неправильных, по мнению сотрудников «Билайна», местах.

Мобильный оператор явно надеется взять клиента измором, но не вызывает ничего, кроме раздражения и стойкого желания распрощаться навсегда. Возможно, до руководства «Билайн» до сих пор не дошла простая вещь — если хорошо делать свою работу, то клиента не придется удерживать.

В тему: «МТС» испортила «Тарифище». Что не так с самым популярным тарифом компании?

Распространенное мошенничество через телефонные номера и способы борьбы с ними

Компания Билайн старается заботиться о своих абонентах и на официальном сайте разместила информацию о самых распространенных вариантах обмана. При этом есть страница, где непосредственно можно отправить сообщение сотрудникам компании о таких действиях

(https://moskva.beeline.ru/customers/help/safe-beeline/rekomendatsii/moshennichestvo/ — ссылка меняется в зависимости от вашего места расположения).

С использованием банковских карт

Самое распространенное мошенничество через телефон – это поступление сомнительного смс-сообщения, в котором указано, что с банковской карты списана определенная сумма. Для уточнения информации следует перезвонить по номеру «800…», который схож с номерами горячих линий.

Доверчивые люди перезванивают и получают информацию, что для отмены операции необходимо пройти к банкомату и выполнить несколько действий. В результате, деньги уходят в руки мошенников, а доказать, что вас вынудили проделать все это, практически невозможно. Все операции через банкомат вы делаете самостоятельно, вводя свой пин-код, который является аналогом подписи.

Если вы попались на такой вид «развода», обратитесь в компанию Билайн, указав данный номер, по которому вы звонили. А также в банк, с информацией о мошенничестве, просьбой вернуть деньги. Скорее всего, сумму вы уже не восстановите, но для подачи заявления о мошенничестве это необходимо.

Не обращайте внимание на подобного рода SMS, если не хотите платить кому-то за «воздух». Если получаете информацию от банка в виде сообщения, перезвоните на настоящую горячую линию и уточните свой вопрос.

Сообщения с просьбой

Давно появился еще один вид обмана через СМС. Вам на телефон приходит сообщение подобного рода: «Мама! Срочно положи на номер … 1000 руб., у меня проблемы, все объясню позже». По телевидению и в газетах периодически проходит информация, предупреждающая о действиях мошенников, но заботливые родители по-прежнему бегут к банкоматам переводить средства.

Если ваши близкие попались на такую удочку, проделайте следующее:

  • сохраните чек с перевода средств;
  • обратитесь в ближайший офис Билайн с информацией о мошенничестве и просьбой вернуть переведенные деньги;
  • можно позвонить на горячую линию терминала оплаты и сказать, что вы ошибочно пополнили счет.

В любом случае возврат денег будет произведен только при положительном балансе номера, но который переведены деньги. Обычно мошенники успевают их снять. Причем в компании Билайн для этого есть очень удобная система. Держатели банковских карт от оператора сотовой связи практически без комиссии могут в любой момент вывести и обналичить свои средства со счета симки.

Самый эффективный способ, еще раз проинформировать своих родных о подобном роде обмана.

Информации о розыгрыше или получении приза

Мошенники используют эффект неожиданности, давая человеку минимальное количество времени на размышления. Поэтому еще один популярный способ кражи ваших средств – это отправка сообщения о том, что для вас подготовлена акция от Билайн, или вы выиграли приз. А дальше идет фраза: «Для получения отправьте смс на короткий номер…».

Ели вам пришло такое сообщение, позвоните по номеру 0611 и уточните о ее подлинности, там же вы можете пожаловаться на действия мошенников. Сотовый оператор должен блокировать номера телефонов и счета обманщиков, если они подключены к нему.

Благотворительность

Не всегда деньги, отправленные на благотворительность, поступают действительно нуждающимся в этом. Если вам пришло сообщение с короткого номера с просьбой помочь, например, детскому дому, отправив определенную сумму – это мошенники.

Желаете действительно помочь людям, отправляйте средства по официальным реквизитам благотворительных организаций.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: